sokrytie.ru -

купить или арендовать online
+7 (495) 545-21-33 support@site.su
  • Домены совпадающие с sokrytie
  • Покупка
  • Аренда
  • sokrytie.ru
  • 50 000
  • 500
  • Домены с транслитом sokrytie
  • Покупка
  • Аренда
  • ukritiya.ru
  • 50 000
  • 500
  • укрытия.рф
  • 150 000
  • 1 500
  • Рекомендуемые домены
  • Покупка
  • Аренда
  • adam.su
  • 20 000
  • 200
  • alive.su
  • 15 000
  • 150
  • attacks.ru
  • 50 000
  • 500
  • avenger.su
  • 20 000
  • 200
  • benefit.su
  • 20 000
  • 200
  • cakes.ru
  • 100 000
  • 1 000
  • catches.ru
  • 50 000
  • 500
  • cells.su
  • 20 000
  • 200
  • channels.su
  • 15 000
  • 150
  • citroens.ru
  • 50 000
  • 500
  • details.su
  • 20 000
  • 200
  • fear.su
  • 15 000
  • 150
  • flighting.ru
  • 50 000
  • 500
  • guides.su
  • 20 000
  • 200
  • hours.ru
  • 170 000
  • 1 700
  • ipod.su
  • 20 000
  • 200
  • lans.su
  • 20 000
  • 200
  • multiplayers.ru
  • 50 000
  • 500
  • other.su
  • 20 000
  • 200
  • pistols.su
  • 20 000
  • 200
  • plans.su
  • 35 000
  • 350
  • scorpion.su
  • 20 000
  • 200
  • screens.su
  • 26 668
  • 267
  • snake.su
  • 20 000
  • 200
  • souths.ru
  • 100 000
  • 1 000
  • strong.su
  • 15 000
  • 150
  • teas.su
  • 20 000
  • 200
  • tefal.su
  • 17 500
  • 175
  • wolfs.ru
  • 150 000
  • 1 500
  • аббатство.рф
  • 50 000
  • 500
  • абонентский.рф
  • 70 000
  • 700
  • авиакасса.su
  • 20 000
  • 200
  • авиакассы.su
  • 20 000
  • 200
  • авиакассы.рф
  • 400 000
  • 4 000
  • авиатор.su
  • 20 000
  • 200
  • автоклава.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • автошин.рф
  • 70 000
  • 700
  • агрессивный.рф
  • 50 000
  • 500
  • адвокатская.рф
  • 50 000
  • 500
  • адвокатские.рф
  • 100 000
  • 1 000
  • адекватно.рф
  • 50 000
  • 500
  • айсберг.su
  • 20 000
  • 200
  • актёрский.рф
  • 70 000
  • 700
  • актёрское.рф
  • 70 000
  • 700
  • акционер.su
  • 20 000
  • 200
  • альпийский.рф
  • 70 000
  • 700
  • аммиаки.рф
  • 50 000
  • 500

Хронология русской литературы XVI века

{{rq|wikify}} == Оригинальные произведения == === 1500-е годы === * 1501—1510 — хроникальные заметки Германа Подольного о Белозерском крае. * 1501 — Послания королевы Елены Ивановны своему отцу Ивану III, матери и братьям. * 1501, 22 августа — Послания митрополита Симона духовенству и мирянам в Пермь. * Не ранее 1502 — [[Иосиф Волоцкий]] пишет «Книгу на новгородских еретиков», известную с XVII века под названием «Просветитель». Часть текста написана рукой Нила Сорского. * 1503 — Доклад церковного собора о монастырском землевладении. Решение собора о вдовых попах. * 1503 — Спиридон-Савва составляет новую редакцию «Жития Зосимы и Савватия». * После 1503 — Священник Георгий Скрипица пишет «Написание о вдовых попах» (по итогам собора 1503 г.). * 1503—1504 — Иосиф Волоцкий пишет послание Митрофану (духовнику Ивана III). * 1504 — Осуждение еретиков на церковном соборе. Смещение Геннадия Новгородского. Послание о соблюдении соборного приговора подписано митрополитом Симоном (но считается, что его автор — Иосиф Волоцкий). * 1504, 15 июля — Послание митрополита Симона в Псков о вдовых священниках. * 1504 — Дьяк [[Курицын, Иван Васильевич|Иван-Волк Курицын]] осужден за ересь и сожжен в Москве. * 1505 — Смерть [[Иван III|Ивана III]]. * 1505 — Гипотетическая новгородская летопись («первая редакция» Летописи Дубровского). * 1505 — Полная редакция послания Памфила, игумена Псковского Елеазаровского монастыря, псковскому наместнику о праздновании дня Рождества Иоанна Предтечи (с описанием купальных обрядов). * 1506—1515 — Архиепископ Ростовский [[Вассиан (Санин)|Вассиан Санин]]. Написание им «Жития Пафнутия Боровского». * Между 1506 и 1515 — Николай Булев пишет послание Вассиану Санину в защиту греко-латинской унии. * 1507 — Послание [[Василий III|Василия III]] его сестре [[Елена Ивановна|Елене Ивановне]]. * 1507 — Иосиф Волоцкий пытается перевести свой монастырь под власть великого князя. Архиепископ Новгородский Серапион отлучает его от церкви. * 1507 — Духовная грамота Иосифа Волоцкого. * Между 1507 и 1515 — второй период творчества Иосифа Волоцкого (по Я. С. Лурье). Он пишет пространную редакцию Устава, трактат «Яко не подобает святым божиим церквам обид творити» и ряд посланий (послание княгине Голениной — между 1505 и 1513). * 1500-е годы (после 1507) — два послания Нила Полева к Герману Подольному и ответ (несохранившийся) Германа. * 7 мая 1508 года — Смерть Нила Сорского. Он оставил завещание. * 1508 — Завершается Софийская первая летопись по списку Царского. Предполагается (Я. С. Лурье), что в этом году составлен летописный свод. * После 1508 (по Д. С. Лихачеву: после 1515) — Написание «[[Видения хутынского пономаря Тарасия]]». * 1509 — Послание Серапиона митрополиту Симону с рассказом «Об Иосифе неблагословении». * 1509, апрель и июнь — Послания митрополита Симона Иосифу Волоцкому, отменяющие его отлучение. * 1509, июль — Церковный собор, лишивший сана архиепископа Серапиона. * 1509—1521 — Нил, епископ Тверской (из греческого рода Траханиотов). Автор двух посланий: некоему Георгию Дмитриевичу об артосе и князю Георгию Ивановичу Дмитровскому. Предположительный автор Повести о приходе пречистой Богородицы в Афонскую гору («Сказания об иконе Богоматери Иверской»). * По гипотезе А. А. Шахматова, составлен Псковский летописный свод (отвергается А. Н. Насоновым). * 1510 — Послания Иосифа Волоцкого И. И. Третьякову-Ховрину, И. В. Головину, Б. В. Кутузову и другим лицам. * 1510—1511 — Иосиф Волоцкий составляет пространную редакцию «Просветителя» (включая туда «Слово об осуждении еретиков»). * 1510 — Написание «Пророчества отца нашего Зосимы». Его предположительный автор — [[Досифей (игумен соловецкий)|Досифей Соловецкий]]. * 1510—1511 (предположительно) — «Послание о крестном знамении» инока Филофея Василию III<ref> по другому мнению, оно создано в 1540-е годы в окружении Макария </ref>. * 1500-е годы — Вассиан Патрикеев пишет «Собрание некоего старца» и «Ответ кирилловских старцев» (ответ Иосифу Волоцкому)<ref>Некоторые авторы ставят под сомнение принадлежность «Ответа кирилловских старцев» Вассиану Патрикееву. См.: [[Плигузов, Андрей Иванович|Плигузов А. И.]] [http://drevnyaya.ru/vyp/stat/s3_5_1.pdf «Ответ кирилловских старцев»] //[[Древняя Русь. Вопросы медиевистики]]. 2001. № 3(5). С. 1-17.</ref>. === 1510-е годы === * 18 января 1511 года — Послание Ивана Ивановича Головина-Скрябы Иосифу Волоцкому. * 1511 — Нил Полев и Дионисий Звенигородский возвращаются в Волоколамский монастырь после пребывания у «заволжских старцев» (взяв с собой ряд автографов Нила Сорского, включая трехтомный «Соборник») и составляют на тех «донос». Старец Серапион, доставивший донос Иосифу Волоцкому, был подвергнут пытке и умер. * Между 1511 и 1515 — Вассиан Патрикеев пишет «Слово ответно»<ref> по гипотезе В. Ф. Ржиги, автором ответного послания Иосифу Волоцкому был И. И. Третьяков-Ховрин </ref>, «Слово о еретиках» и «Прение с Иосифом Волоцким», создает новую редакцию «Собрания некоего старца». * 1512 — Древнейший список сборника уставных чтений «Рай». * 1515 — Смерть Иосифа Волоцкого. * 1515 — Окончание Академического списка Новгородской четвёртой летописи младшего извода. * 1516 — Этим годом завершается общий текст списков Устюжской летописи. * 1516—1522 (датировка Б. М. Клосса<ref> в статье 1971 г. Б. М. Клосс датировал его 1488—1494 гг., но затем изменил свое мнение </ref>) — составление Русского хронографа в Иосифо-Волоколамском монастыре, ранее названного «Хронографом 1512 года». Его предположительный автор — [[Досифей Топорков]] (согласно А. Д. Седельникову и другим). При составлении Хронографа его автор создает «Повесть о создании и попленении Тройском». * 1517 — Вассиан Патрикеев завершает первую редакцию собственной «Кормчей». * 1518 — «Летописный свод 1518 года» (по А. Н. Насонову). Я. С. Лурье определяет его как Уваровский вид «Летописца от 72-х язык». Свод 1518 г. отразился в Львовской летописи и Софийской II летописи (этим годом завершается Архивский список Софийской II летописи). * 1518 — Этим годом завершается Голицынский список Новгородской четвёртой летописи старшего извода (переписан в том же году). * 1518—1522 — Вассиан Патрикеев при участии Максима Грека составляет вторую редакцию своей «Кормчей». * 1518—1519 — переписка Фёдора Карпова с Максимом Греком (два послания Максима и одно послание Карпова). * Около 1518 — Составлено «Сказание вкратце» о Пафнутии Боровском на основании его жития. * 1520 — Согласно А. А. Шахматову, летописный свод, составленный на основе свода 1518 г. (отразился в Иоасафовской летописи). * 1510-е годы — Период активной деятельности Николая Булева. Написание несохранившегося трактата о догмате filioque, беседы об иконе «Сошествие святого Духа», переводы. * 1510-е годы (определенно после 1508) — Иннокентий Охлябинин, основатель Комельского монастыря, пишет «Завет» монахам<ref> согласно Н. В. Понырко, Иннокентий Охлябинин умер в 1491 году </ref>. * 1510-е годы — написание двух «Повестей о псковском взятии» (псковской и московской). Псковская повесть включена в состав Псковской I летописи. * 1510-е годы — Спиридон-Савва пишет «Послание о Мономаховом венце». * 1510-е годы — в Новгороде написано «Сказание о видении Спасова образа царю Мануилу». * Первая четверть XVI века — в Новгороде написано «Сказание о Спасовом образе». === 1520-е годы === * 1521 — Два послания инока [[Филофей (монах)|Филофея]] псковскому дьяку [[Мунехин, Михаил Григорьевич|Михаилу Григорьевичу Мисюрь-Мунехину]]: о моровом поветрии и «На противостоящих божией воле». Также Филофей был авторов ряда других посланий: «О покорении разума откровению», «Послания к вельможе в мире живуще». * Между 1521 и 1524 — первая редакция «Жития Макария Калязинского»<ref>высказывались и другие предположения о датировке памятника. См. Гадалова Г. С. КАНОНИЗАЦИЯ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ КОЛЯЗИНСКОГО, СЛУЖБЫ И ЖИТИЯ СВЯТОГО (по материалам конференции) // [[Древняя Русь. Вопросы медиевистики]]. 2002. № 3 (9). С. 43-53.</ref>. * Между 1522 и 1527 — Игумен Соловецкого монастыря Вассиан пишет рассказы о чудесах, дополняющие «Житие Зосимы и Савватия соловецких». * 1522—1539 — Митрополит Московский Даниил. Автор 16 слов, многочисленных посланий и поучений, окружного послания, сочинения в защиту монастырских вотчин. * 1522—1543 — Игумен [[Иосифо-Волоцкий монастырь|Волоколамского монастыря]] [[Нифонт (Кормилицын)|Нифонт Кормилицын]]. Инициатор составления многочисленных рукописных сборников, участвовал в составлении сводной Кормчей. * Между 1522 и 1539 — послание Федора Карпова митрополиту Даниилу, а также послание Карпова старцу Филофею. * Между 1522 и 1533 — Монах Пахомий пишет «Житие ярославских князей Василия и Константина». * 1523 — Игумен Кирилло-Белозерского монастыря Гурий Тушин составляет краткий «Летописец русский». * 1523—1526 — Гурий Тушин переписывает сборник, включающий редакцию «[[Пророчества эллинских мудрецов|Пророчеств эллинских мудрецов]]». * 1523 — Завершение текста «Владимирского летописца» (имеет совпадения с Троицкой летописью). * 1523—1524 — Переписка инока Филофея и дьяка М. Г. Мисюрь-Мунехина. «Послание против звездочетцев и латинян» Филофея в ответ на письмо Мунехина и переписку Мунехина с Николаем Булевым (не сохранилась). В этом послании Филофей излагает концепцию «Москва — третий Рим». * Между 1523 и 1527 — написано «[[Сказание о князьях Владимирских]]» (по предположению А. Л. Гольдберга, его автором был [[Дмитрий Герасимов]]<ref> по гипотезе [[Зимин, Александр Александрович|А. А. Зимина]], оно создано около 1498 г, согласно [[Жданов, Иван Николаевич|И. Жданову]] — ещё ранее [[Пахомий Логофет|Пахомием Сербом]]</ref>). * После 1524 — написана первая редакция «Сказания об иконе Рождества Богоматери и основании Сямского монастыря». * 1525 — На основании бесед с Дмитрием Герасимовым во время его пребывания в Риме Паоло Джовио составляет описание Московии, а картограф Батиста Аньезе составляет карту России. * 1525 — Церковный суд над Максимом Греком. Он заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. * 1526 — Предположительно составлен Московский летописный свод (до этого года сходство обнаруживают тексты Воскресенской летописи, Воскресенского списка Софийской II летописи и второй редакции Вологодско-Пермской летописи). * Между 1526 и 1530 — Согласно Б. М. Клоссу, составлена первоначальная редакция Никоновской летописи (сохранился её оригинал — первые 939 листов списка Оболенского), доведенная до 1520 г. Её автор — митрополит Даниил. * 1526—1542 — Новгородский архиепископ Макарий. Автор ряда посланий и грамот. * 1526—1527 — Послание архиепископа Макария Василию III. * После 1526 (не позднее 1530-х) — в Волоколамском монастыре составлен рассказ «О преставлении старца Антония Галичанина» («Повесть о видении Антония Галичанина»). * 1528 — Архиепископ Макарий вводит в новгородских монастырях общежительный устав. * 1528 — Письмо митрополита Даниила Дионисию Звенигородскому, монаху Иосифо-Волоколамского монастыря, в ответ на послание последнего. * 1528—1529 — По поручению архиепископа Макария Досифей Топорков редактирует перевод «Синайского патерика». * 1529 — Начало работы в Новгороде по инициативе архиепископа Макария над составлением Великих Миней Четьих. * Конец 1520-х годов — При митрополичьей кафедре составлена «Иоасафовская летопись» (излагает события 1437—1520 гг.). * Конец 1520-х годов — Вторая редакция «Вологодско-Пермской летописи». Восходит к своду 1520-х годов (1526) и близка к Воскресенской. * Первая половина 1520-х годов (либо 1530-е) — Послание Максима Грека некоему «кир Георгию» (Г. И. Токмакову либо<ref> гипотеза А. Л. Хорошкевич </ref> Ю. Д. Траханиоту) с критикой «Луцидариуса». * Первая половина 1520-х годов — Три послания Максима Грека Василию Михайловичу Тучкову. * 1520-е годы — Лев Филолог составляет «Похвальное слово Михаилу Черниговскому и боярину Феодору». * 1520-е годы (между 1515 и 1529) — Корнилий Комельский составляет свой монастырский Устав. * 1520-е годы — написан «Летописчик Иосифа Санина» (краткий рассказ о деятельности Иосифа Волоцкого)<ref> по А. А. Зимину, в 1530-е годы </ref>. * 1520-е (не позднее 1530-х годов) — написание второй редакции «Жития Исайи Ростовского». * 1520-е годы — составление на основе Русского хронографа «Повести об Амурате», включенной в Никоновскую летопись. === 1530-е годы === * 1531 — Суд над Максимом Греком и Исааком Собакой. Максим Грек сослан в Тверской Отроч монастырь под надзор епископа Акакия. Писец Михаил Медоварцев сослан в Коломну. * 1531 — По соборному суду Вассиан Патрикеев осужден как еретик и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь. * 1531 — Игумен Псково-Печерский Корнилий составляет новую редакцию «Повести о Псково-Печерском монастыре». * Вскоре после 1531 — составлен единственный список «Новгородской Карамзинской летописи». * 1532 или вскоре после — написан Архивский список Софийской второй летописи (считается её оригиналом). * 1532 — Этим годом завершается краткий летописец Михаила Медоварцева. * 30 августа 1533 года — Смерть Александра Свирского. Его духовная грамота датирована днем смерти. * 1533 — По гипотезе А. А. Шахматова и С. А. Левиной, создана первая редакция Воскресенской летописи. * 1533 — Этим годом заканчивается изложение в основных списках Львовской летописи. * 1533 — Послание Феодосия, игумена Хутынского монастыря, Ивану Шигоне-Поджогину. * Между 1533 и 1538 — Лев Аникита Филолог пишет по просьбе соловецкого монаха Богдана Похвальные слова Зосиме и Савватию соловецким. * 1534 — Составлена «Повесть о болезни и смерти Василия III», тогда же включенная в летопись. * 1534 — Этим годом завершается Воскресенский список Софийской II летописи (написан в середине 1540-х годов), что указывает на составление в этом году летописного свода. * 1534 — Автор из Ростова составляет летописный свод, отразившийся в «Тверском сборнике» (изложение заканчивается на 1499 г.). * 1534—1536 — послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину. * 1534—1535 — Новгородский иеромонах Илья обращает в христианство местные языческие племена. С его слов (либо им самим) написан летописный рассказ «О крещении дикой лопи». * 25 марта 1534 — Грамота архиепископа Макария об искоренении языческих обрядов. * 1535, январь — Послание игумена Хутынского Феодосия архиепископу Макарию. * 1535 — Обрывается Музейский список Новгородской четвёртой летописи младшего извода. * После 1535 — сохранилось несколько писем Андрея Ивановича Горбатого разным лицам. * 1535 или немного позднее — Два письма Ивана Федоровича Овчины-Телепнева-Оболенского его двоюродному брату Федору Васильевичу и ответное письмо Федора (январь 1536). * 1537 — Василий Михайлович Тучков пишет третью редакцию «Жития Михаила Клопского». * Вскоре после 1537 — написана «Повесть о поимании князя Андрея Ивановича Старицкого». * 1538 — По инициативе Макария монах Аркадец включает в четью-минею за июль «Просветитель» Иосифа Волоцкого. * 1538 — Смерть Дионисия Звенигородского. Запись о его кончине сделана его учеником Онуфрием Исаковым, монахом Иосифо-Волоколамского монастыря. * 1538—1539 — Новгородский иеромонах Илья пишет русскую версию «Жития Георгия Нового». * 1539 — составление Новгородского летописного свода (летопись по списку Дубровского). По инициативе Макария. * После 1539 — составление Архивской летописи (Н. М. Карамзин называл её Ростовской летописью). * 1539 — Иоасаф (Скрипицын) избран митрополитом и составляет перед посвящением «Исповедание православной веры». * Между 1539 и 1545 — Умер Федор Иванович Карпов. * После 1539 — написана первая редакция «Сказания об иконе Богоматери Оковецкой». * 1539—1541 — Согласно А. С. Демину, составлен второй Письмовник — «Посланием начало». * 1540 — Новгородский иерей Агафоник (вместе с архиепископом Макарием) составляет книгу «Пасхалия». * 1530-е годы — Согласно Б. М. Клоссу, создан «первоначальный вид» Хронографа западнорусской редакции. * 1530-е годы (незадолго до 1538) — составление первой (пространной) редакции «Жития Павла Обнорского». По гипотезе С. П. Розанова, её автор: Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря. * Между 1530-ми и 1550-ми годами — написание «Жития Иоанна Казанского» (возможно, Нифонтом Кормилицыным). * 1530-40-е годы — Второй этап творчества Максима Грека. Многочисленные публицистические сочинения и послания («Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве», «Беседа ума с душой», «Слово о покаянии», «Стязание любостяжательного с нестяжательным» и другие). Предполагается, что он был автором «Повести о Валтасаре Вавилонском». === 1540-е годы === * 1541 — Завершение работы над Софийским списком Великих Миней Четьих. * 1541 (датировка Б. М. Клосса; по С. А. Левиной, между 1542 и 1544) — составлена «Воскресенская летопись» (заканчивается известиями 1541 г.). * 1541 — Максим Грек пишет «Слово о победе над татарами». * 1542 или вскоре после — Дьяк Иосифо-Волоколамского монастыря Сильвестр Капустин составляет краткий летописец. * 1542—1551 — Архиепископ Новгородский [[Феодосий II (архиепископ Новгородский)|Феодосий]]. Автор грамот и посланий. * 1544 — Священник Никольской церкви в Яренге Варлаам составляет первоначальную версию «Сказания о Иоанне и Логгине Яренгских». * 1545 — Сохранившаяся опись библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря. * 1545, сентябрь — Послание Феодосия Новгородского князю Андрею Дмитриевичу Ростовскому. * 1545—1546 — [[Досифей Топорков]] составляет «Волоколамский патерик» и «Слово надгробное» Иосифу Волоцкому. * 1545 — Иродион, игумен Спасско-Троицкого монастыря, пишет «Житие Александра Свирского» (основателя монастыря). * 1545 — Феодорит крестит лопарей ([[Саамы|саамов]]) восточной части Кольского полуострова и переводит на их язык некоторые библейские книги и молитвы. * 1545—1546 — Три послания Феодосия Новгородского Ивану Грозному по поводу Казанского похода. * Между 1545 и 1549 — Игумен Перекомского монастыря под Новгородом Роман пишет «Житие [[Ефрем Перекомский|Ефрема Перекомского]]». * 1546 — [[Ермолай-Еразм]] из [[Псков]]а пишет послание казначею Кир-Софронию в Москву и отправляет написанную им «Зрячую пасхалию». * 1546 — [[Савва (Чёрный)|Савва Чёрный]] составляет «Житие Иосифа Волоцкого». * 1546—1547 — Переписка Макария и [[Максим Грек|Максима Грека]]. * Перед 1547 — написание первой редакции «Жития Мартиниана Белозерского» и первой редакции «Жития Ферапонта Белозерского». * 1547 или немного ранее — Вторая редакция «Жития Макария Колязинского». * 1547, январь — Поставление на царство Ивана Васильевича по «Чину венчания на царство», составленному митрополитом Макарием. Макарий выступает с Поучением царю (16 января) и речью к царю и царице (2 февраля). * 1547 — Церковный собор, канонизировавший многих святых. * 1547 — Псковский священник Василий (Варлаам) пишет «Житие Евфросина Псковского». * 1547 — Составлено «Слово похвальное митрополиту Ионе», включенное в Великие Минеи Четьи. * 1547 — Составлен Псковский летописный свод (этим годом завершается Погодинский список Псковской I летописи). Его связывают со старцем Филофеем. * 1547 — Этим годом завершается Постниковский летописец — краткий летописец, составленный дьяком Постником Губиным (Федором Никитичем Моклоковым). * 1547, 1 августа — «Окружное послание» о милостыне митрополита Макария. * 1547 — Послание Феодосия Новгородского Ивану Грозному о запрете корчемства в Новгороде. * Вскоре после 1547 (но до 1563) — написана «Повесть о московском пожаре» 1547 года, включенная позже в отредактированном виде в Степенную книгу. * Вскоре после 1547 — [[Ермолай-Еразм|Ермолай]] (позже Еразм) переезжает из Пскова в Москву и пишет «[[Повесть о Петре и Февронии]]» и «[[Повесть о епископе Василии]]» (Муромском и Рязанском). * Не ранее 1547 — Написано «Житие Иоасафа Каменского». * Между 1547 и 1552 — написана третья редакция «Повести о житии Александра Невского» (Похвальное слово ему), включенная в ВМЧ. Предполагается авторство Михаила, инока Владимирского Рождественского монастыря. * 1547—1548 (либо 1551) — Максим Грек по ходатайству игумена Троицкого Артемия переведен в Троице-Сергиев монастырь. * 1548, 21 июня — по решению царя и митрополита составлено общее поминание (синодик). * 1548 — По инициативе игумена Соловецкого Филиппа «Житие Зосимы и Савватия» дополнено собранием новых чудес. * Конец 1548 — Переписка между Макарием и бывшим митрополитом Иоасафом по делу Исака Собаки (письмо Макария датировано 9 ноября 1548 г.). * 1549—1550 — Сочинения Ивана Пересветова вручены Ивану Грозному. Пересветов — автор «Малой челобитной», «Большой челобитной», «Сказания о Магмете-салтане», «Сказания о царе Константине». * 1549 — Церковный собор. Канонизирован ряд святых. * Февраль 1549 — созван собор, на котором Исаак Собака вновь отлучен от церкви и сослан в Нилову пустынь на Белоозеро. * 1550 или несколько ранее — анонимное «Послание Ивану IV» (приписывается Сильвестру, но также Даниилу, Макарию, Вассиану Топоркову, Артемию Троицкому либо Максиму Греку). * 1550 — Стоглавый собор. Составление Судебника Ивана IV. * 1550—1551 — «Ответное послание» Макария к царю. Речь Макария на соборе. «Наказная грамота» Макария собору. * 1550 — Послания Иоасафа (Скрипицына), содержащие замечания к постановлениям Стоглавого собора. * 1550—1552 — Василий (Варлаам) из Пскова пишет «Житие Всеволода-Гавриила Псковского». * Около 1550 — Ермолай (Еразм) пишет трактат «Благохотящим царям правительница» («Моление к царю») и направляет его царю. * Конец 1540-х — начало 1550-х годов — Максим Грек составляет сборник своих сочинений специально для Иоасафа. * Вторая четверть XVI века (до 1550) — Зосима Ворбозомский пишет «Поучение и послание к инокине Анастасии». * Вторая четверть XVI века — составлено «Письмо о нелюбках старцев Кириллова и Иосифова монастыря». * Первая половина XVI века — написана «Повесть о царице Динаре» (по гипотезе А. А. Зимина и Я. С. Лурье, в кружке митрополита Макария). * 1540-е годы — Деятельность Григория, монаха суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Автор житий Евфимия Суздальского (краткая редакция — до 1543 — и пространная), Евфросинии Суздальской, Иоанна (епископа Суздальского), Козмы Яхромского, служб этим святым, службы Феодору, епископу Суздальскому; «Слова на память всех святых русских, новых чудотворцев» (после собора 1547). * 1540-е годы — написание краткой редакции «Жития Макария Желтоводского». * Середина XVI века — третья редакция «Вологодско-Пермской летописи». * Середина XVI века — Написание третьего «Жития Иосифа Волоцкого» неизвестным автором (иногда приписывается Льву Филологу либо Зиновию Отенскому). * Середина XVI века — Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Амон пишет канон в честь Иосифа Волоцкого. * Середина XVI века — Монах Волоколамского монастыря Фотий пишет службу Иосифу Волоцкому, поучение против сквернословия («О лае матерной»), послание к старице Александре. * Середина XVI века — написание «Жития Кассиана Босого». Приписывалось его ученику Фотию либо Вассиану Возмицкому. * Середина XVI века — Написание «Жития Серапиона, архиепископа Новгородского». Его автором предположительно был Иоасаф Скрипицын<ref> по отвергнутой в настоящее время гипотезе, житие написано около 1520 года игуменом Троицким Иаковом; по другой гипотезе, автор — инок Трифиллий </ref>. * Середина XVI века — Монах Спасо-Прилуцкого монастыря Логгин пишет «Житие Игнатия Вологодского». * Середина XVI века — Создание «Валаамской беседы» (согласно Г. Н. Моисеевой, в 1551 году). Её авторство спорно: она приписывалась Вассиану Патрикееву (после 1531 г.), либо [[Геннадий Костромской и Любимоградский|Геннадию Любимоградскому]] и Адриану Андросовскому; либо неизвестному автору. * Середина XVI века — монах Спасо-Каменного монастыря Герман пишет «Житие Филиппа Ирапского». * Середина XVI века (около 1551) — Протасий, игумен Чухломского Покровского монастыря, пишет «Житие Авраамия Галицкого». * Середина XVI века — написана «Повесть о Борисоглебском Ростовском монастыре». * Середина XVI века (около 1554) — написано «Слово похвальное Николе Кочанову». Вероятно, тогда же записаны «Чудеса Николы Кочанова». * Середина XVI века — Дьякон из Витебска Андрей Колодынский составляет апокрифическое «Письмо половца Смеры царю Владимиру Киевскому»<ref> письмо сохранилось в латинском переводе с польского </ref>. === 1550-е годы === * 1551, 23 февраля — Составлен «Стоглав» — сборник постановлений церковного собора. * 1551, 11 мая — соборный приговор об архиерейских и монастырских вотчинах (включенный как гл. 101 в «Стоглав»). * 1551—1552 — Игумен Троице-Сергиева монастыря [[Артемий (церковный деятель)|Артемий]] пишет пять посланий. * 1551 (?) — Зиновий Отенский создает Похвальное слово епископу Ипатию Гангрскому. * Между 1551 и 1555/56 — Составление Хронографа западнорусской редакции. * Не позднее 1552 — Маркелл, игумен Хутынский, пишет «Житие Саввы Сторожевского». * 1552 — Успенский список Великих Миней Четьих (единственный сохранившийся в полном виде). * 1552, 21 мая — «Послание поучительно» Макария в Свияжск. 13 июля — «Учительное послание» Макария царю. * 1552 или вскоре после (около 1555) — составление первоначальной редакции «Летописца начала царства». Связано с деятельностью А. Ф. Адашева. * 1552 — этим годом завершается краткий летописец монаха Иосифо-Волоколамского монастыря Марка Левкеинского. * 1552 или позднее — рассказы о походах на Казань в 1550 и 1552 годах, включенные в сборники Нифонта Кормилицына (который, как предполагается, и был их автором). * Начало 1553 — «Троицкая повесть о взятии Казани». По гипотезе А. Н. Насонова, написана келарем Троице-Сергиева монастыря Адрианом Ангеловым. * 1553 — Царский список Великих Миней Четьих. * 1553 — Иван Висковатый пишет сочинение о принципах иконописи и добивается [[Дело дьяка Ивана Висковатого|обсуждения]] его на церковном соборе. * 1553 — (между февралем и июнем) Письмо Сильвестра (священника Московского Благовещенского собора) казанскому наместнику князю А. Б. Горбатому. * Декабрь 1553 — Матвей Башкин отправлен в заточение в Волоколамский монастырь. По тому же процессу привлечен Феодорит, архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь (оттуда около 1556 г. Феодорит пишет несохранившееся послание). * 1553—1554 — Собор разбирает [[Дело дьяка Ивана Висковатого|вопрос об иконах]] и осуждает Висковатого (сохранился «Розыск» по делу). В соборное дело включены «Жалобницы» Сильвестра и священника Симеона. * Октябрь 1553 — январь 1554 — Бывший игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий привлечен к соборному суду, признан виновным в ереси и сослан в Соловецкий монастырь. * Около 1554 — Написано «Житие князя Константина Муромского». Предполагается, что его автор: Михаил, инок владимирского Рождественского монастыря. Инок Михаил также был автором служб князю Константину и его сыновьям, службы Александру Невскому, канона к службе Петру и Февронии. * 1554 — Написано «Житие Иоанна, устюжского юродивого» неизвестным по имени сыном игумена Борисоглебского Сольвычегодского монастыря Дионисия. * После 1554 — Артемий бежит в Литву. К этому периоду относятся его девять посланий (в том числе Симону Будному). * 1554—1555 — На соборе осужден как еретик Феодосий Косой. * 1555 — Создание Государева родословца, работу над которым вел Алексей Федорович Адашев (при участии И. И. Третьякова-Ховрина). * 1555/56 — «Приговор царской о кормлениях и службах», помещенный в Никоновской и Львовской летописях. Предполагается авторство А. Ф. Адашева. * 1555, декабрь (либо 21 января 1556 года) — Смерть Максима Грека. * 1555 — Василий (Варлаам) Псковский пишет первую редакцию «Жития Саввы Крыпецкого». * 1556 — Составление Государева разряда. Возможно участие А. Ф. Адашева. * 1556 — Новая редакция «Летописца начала царства», доведенная до 1556 г. Её составителем (как и первой редакции) считается А. Ф. Адашев. * 1556 — Этим годом завершается сокращенный Новгородский летописец по списку Никольского. * 1556, 20 августа — послание архиепископа Новгородского Пимена в Псков. * Вскоре после 1556 (до 1560) — на основе первой редакции Никоновской летописи, Воскресенской летописи и «Летописца начала царства» составлена вторая редакция Никоновской летописи (ее Патриарший список, доведенный до 1558 г.). * 1557 — Расследование дел учеников Артемия Троицкого, включая Нила Курлятева. * 1557-начало 1558 — Маркелл, игумен Хутынский, составляет первую редакцию «Жития Никиты, епископа Новгородского». * 1558 — Василий (Варлаам) Псковский пишет «Житие Нифонта Новгородского». * Между 1558 и 1563 — Василий (Варлаам) Псковский пишет подробную редакцию «Жития Исидора Юрьевского». * Вскоре после 1558 — Иоасаф, игумен Данилова монастыря, пишет вторую редакцию «Жития Никиты, епископа Новгородского», «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских с чудесами» и «Житие Стефана Махрищского». * Вскоре после 1558 — Составлена Холмогорская летопись. * 1558—1561 — Путешествие [[Позняков, Василий|Василия Познякова]] по святым местам, в Египет и на Синай, описанное им в «Хождении». * 1559 — Иосиф, инок Герасимо-Болдинского Троицкого монастыря, пишет «Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фониаде вкратце» (учебник для царевича Ивана Ивановича). Предполагается, что Иосиф также был автором Послания митрополиту Макарию о составлении алфавитов и «Сказания о сложении азбук и о составлении грамот». * 1560 — Завершение последней редакции «Летописца начала царства» (летописи, хранившейся у Адашева). * 1560 — Завершается летопись, которую Карамзин называл Архивским летописцем. * 1560 — На церковном соборе «за колдовство» осуждены А. Ф. Адашев и Сильвестр. * Около 1560 — [[Хлебниковский список]] [[Ипатьевская летопись|Ипатьевской летописи]]. * 1560—1562 — В Москве составлено «Сказание о святой горе Афонской» со слов афонских старцев (игумена Пантелеймонова монастыря Иоакима и инока Феофана). * 1560 или несколько ранее — Сильвестр пишет «Житие княгиги Ольги», включенное в «Степенную книгу». * 1560—1563 — Составление «Степенной книги» (включает, кроме прочих памятников, написанные специально для неё «Сказание о взятии Астрахани» и «Сказание о Юрии Святославиче и Иулиании Вяземской»). Её автором считается Афанасий (позднее митрополит всея Руси). Также Афанасий (в миру Андрей) — автор «Похвального слова на перенесение мощей Николая Чудотворца». * Конец 1550-х — 1560-е годы — Старшая редакция Первого азбуковника. Одновременно с ней Нил Курлятев составляет Вторую редакцию Первого азбуковника. * 1550-е годы — Творческая деятельность Василия (в иноках Варлаама) из Пскова. Написание четвёртой редакции «Жития Александра Невского», четвёртой редакции «Жития Никиты Новгородского», служб Евфросину Псковскому, князю Всеволоду-Гавриилу, Савве Крыпецкому, епископу Нифонту, Георгию мученику Болгарскому, Похвального слова Алексею человеку божию. * 1550-е годы — Ермолай (Еразм) пишет «Книгу о троице». * 1550-е годы — написание «Повести о подвигах и чудесах Прокопия Устюжского» неизвестным по имени сыном игумена Дионисия. * 1550-е годы — Зиновий Отенский пишет послание монахам Гурию Заболоцкому, Кассиану и Гурию Коровиным, заточенным в Соловецкий монастырь; послание «к некоим, вопросившим его о питии». Также Зиновию Отенскому пытались приписать «Послание многословное» (о ереси Феодосия Косого) и одно из житий Иосифа Волоцкого. * 1550-е годы — составлено «Сказание об иконе Богоматери Владимирской»<ref> по гипотезе С. К. Шамбинаго, в конце XIV века </ref>. * 1550-е или начало 1560-х — по гипотезе А. И. Клибанова, Андрей Курбский пишет житие Августина Гиппонского. По гипотезе И. Денисова, тогда же А. Курбский написал «Сказание о Максиме иноке святогорце Ватопедския обители»<ref> древнейший список конца XVI в. </ref>. * Вторая половина 1550-х годов — Послание Сильвестра его сыну Анфиму, включенное в «Домострой» как одна из глав. На его основании Сильвестра предположительно считают автором «Домостроя». === 1560-е годы === * 1561 — Смерть А. Ф. Адашева. * 1561 — [[Исайя Каменчанин]] прибывает в Москву из Киева, но затем выслан в Вологду, а потом в Ростов. * 1561—1563 — составлен текст «Чаши государевой царя Ивана Васильевича». * Начало 1560-х годов — Иоасаф пишет Жития Григория и Кассиана Авнежских и Стефана Махрищского. * 1562—1563 (либо между 1556 и 1562) — Протопоп Благовещенского собора Афанасий пишет «Житие Даниила Переяславского». * 1562 — Послание Александра Ивановича Полубенского [[Фёдоров-Челяднин, Иван Петрович|Ивану Петровичу Челяднину]]. * 1563, 24 января — Послание архиепископа Новгородского Пимена Ивану Грозному под Полоцк. * 1563 — Смерть Феодосия, бывшего архиепископа Новгородского, в Волоколамском монастыре. Евфимий Турков составляет записку о его последних днях. * 1563, 31 декабря — составление «Прощальной грамоты» митрополита Макария и смерть митрополита. * 1563—1564 — Послания Андрея Курбского в Псково-Печерский монастырь (два из них обращены к Вассиану Муромцеву). * 1563—1564 — Инок Трифиллий пишет службу Серапиону Новгородскому (возможно, он же был автором «Жития» Серапиона). * Ночь на 30 апреля 1564 года — Бегство Андрея Курбского в Литву. * 1564, май — Первое [[переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского|послание Андрея Курбского Ивану Грозному]] * 1564 — Послание А. И. Полубенского в Юрьев Я. Шабликину и И. Огибалову. * 1564, 5 июля — ответное первое послание Ивана Грозного Андрею Курбскому. * 1564 — Составлено «Сказание о последних днях митрополита Макария» (предположительно будущим митрополитом Афанасием)<ref> по Г. З. Кунцевичу, в конце XVI века </ref>. * 1564 — Написана повесть «О свершении большия церкви Никитского монастыря». * 1564—1565 (или 1564—1566) — Написание «Казанской истории» неизвестным автором. * После 1564 — Игумен Вассиан составляет описание чудес, дополняющих «Житие Никиты Столпника Переяславского». * 1565, 23 января — смерть Геннадия (Григория), игумена Спасо-Геннадиева монастыря. Автор «Наказания и поучения к братии и к людям» (продиктованного им духовного завещания). * 1565 — Василий (Варлаам) Псковский пишет «Сказание об иконе знамения Богородицы Мирожской». * 1565 — Зиновий Отенский пишет Похвальное слово на открытие мощей епископа Никиты. * 1566—1568 — Томский и Чудовский списки — древнейшие сохранившиеся списки «Степенной книги». * Июнь 1566 года — Иван Грозный решает назначить митрополитом архиепископа Казанского Германа Полева, но тот выступает с устным поучением царю, и царь лишает его сана. * 1566 — Некий инок Феодосий пишет сказание о чуде св. Арсения Тверского. * 1566—1567 — «Плач» (1566) и «Лист» (1567) Исайи Каменчанина. * Между 1566 и 1568 — Георгий Иванович Токмаков пишет «Повесть о Выдропуской иконе Богоматери». * После 1566 (до 1572) — Зиновий Отенский пишет «Истины показание к вопросившим о новом учении» и Слово на открытие мощей архиепископа Ионы. * 1567 — Монах Волоколамского монастыря Вассиан Кошка пишет надгробное слово Акакию, епископу Тверскому. * 1567—1569 — Посольство в Швецию. Описано в статейном списке, составленном Иваном Михайловичем Воронцовым. * 1567 — Составление псковского летописного свода (Строевский список Псковской III летописи заканчивается ноябрем 7076 (1567) года). Согласно А. Н. Насонову, его автор — игумен Корнилий. * 1567 — Иеромонах Феодосий пишет «Житие Александра Ошевенского». * 1568 — «Летописец начала царства» и тетради с записями за 1560—1568 годы отправлены в Александровскую слободу для обработки. * 1568 — Прекращение общегосударственного русского летописания. * Между 1568 и 1576 — работа над «Лицевым летописным сводом» в Александровской слободе (доведен до 1567 г.). * 1568 — Смерть бывшего архимандрита Возмицкого монастыря Вассиана Кошки. Он считается автором ряда произведений: Словарного свода; Жития Кассиана Босого; Жития Фотия (ученика Кассиана Босого); статьи «О вражде старцев Кирилло-Белозерского монастыря на иосифлян». * Вскоре после 1568 — Некий Феодор пишет канон или службу на обретение мощей Максима, московского юродивого. * 1569 — Сокращенная редакция майской книги Великих Миней Четьих. * 1569 — Семен Елизарьев Мальцев, находясь в крымском плену, составляет «речи» об астраханском походе татар. * 1569 или вскоре после — написано «Житие Тихона Луховского». * 1570 — Казнен Иван Михайлович Висковатый. Иногда его считают автором приписок к Лицевому летописному своду. * 1570 — Казнен царем игумен Псково-Печерского монастыря Корнилий. * 1570 — Диспут Ивана Грозного с Яном Рокитой («Послание против люторов») (10 мая Я. Рокита произносит речь, 18 июня Иван IV отправляет ему ответное послание). * 1570, 24 октября — [[Переписка Ивана Грозного и Елизаветы I|Послание Ивана Грозного королеве Елизавете I]]. * 1570 — Епископ Вологодский Макарий составляет «Устав о соборной службе» для Софийского собора в Вологде. * 1570 — Посол в Турцию Иван Петрович Новосильцев составляет статейный список о посольстве. * 1560-е годы — написана первая редакция «Повести о явлении Святогорских икон». * 1560-70-е годы (по Я. С. Лурье, после 1564) — составление краткой редакции «Повести о белом клобуке»<ref> по датировке Н. Н. Розова, в конце XV века Дмитрием Траханиотом </ref>. === 1570-е годы === * Около 1571 — написа

23.07.2014 14:40:17